(Стаття доступна тільки в російській версії)
05 июля 2012 года Верховная Рада Украины приняла во втором чтении правительственный законопроект «О занятости населения» под регистрационным № 10497-1 («Законопроект»), который на данный момент находится на подписи у Президента Украины. В случае подписания Президентом, Законопроект вступит в силу с 1 января 2013 года. Одновременно утратят силу действующие Закон Украины «О занятости населения» № 803-XII от 01 марта 1991 года и Закон Украины «Об обеспечении молодежи, которая получила высшее и профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю» № 2150 от 04 ноября 2004 года.
Согласно пояснительной записке к Законопроекту целью его разработки и принятия является создание эффективного механизма содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения в процессе реализации социально-экономической политики государства, обеспечение конституционных прав и гарантий граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Законопроект призван побороть высокий уровень теневой занятости и неактивного населения трудоспособного возраста, отставание качества рабочей силы от требований рыночной экономики, а также существенный уровень безработицы среди молодежи с помощью введения следующих механизмов стимулирования занятости населения.
Работодателям - компенсационные выплаты, связанные с уплатой единого взноса на общеобязательное государственное соцстрахование, а также обучение безработных под рабочее место. Так, работодателю, который в течение 12 календарных месяцев создал новые рабочие места и выплачивал заработную плату в размере не менее 3 минимальных (на данный момент – 3 306 грн.), за каждого трудоустроенного ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере 50 процентов суммы начисленного единого взноса на общеобязательное государственное соцстрахование за соответствующего работника за месяц, за который он оплачен; работодателю, который трудоустраивает на новое рабочее место безработных и социально незащищенных граждан, перечисленных в статье 14 Законопроекта (дети-сироты, молодежь, и т.д.), по направлению территориальных центров занятости, сроком не менее чем на два года, ежемесячно в течение одного года с даты трудоустройства компенсируются фактические расходы в размере начисленного единого взноса на общеобязательное государственное соцстрахование за соответствующего работника за месяц, за который он оплачен; субъектам малого предпринимательства, которые трудоустраивают безработных сроком не менее чем на два года, ежемесячно в течение одного года с даты трудоустройства компенсируются фактические расходы в размере начисленного единого взноса на общеобязательное государственное соцстрахование за соответствующего работника за месяц, за который он оплачен. Положениями Законопроекта также предусмотрена возможность профессионального обучения безработных по заказу работодателя под конкретное рабочее место.
Молодежи - «стартовые выплаты» и стажировка со стажем. Так, согласно Законопроекту молодым работникам, которые согласились работать в сельской местности, предоставляется жилье на срок работы и «стартовая выплата» в десятикратном размере минимальной заработной платы (на данный момент – 11 020 грн.). В случае если молодой работник проработает в сельской местности не менее десяти лет, жилье переходит к нему в собственность. Студенты профессионально-технических училищ и высших учебных заведений имеют право проходить стажировку на срок до 6 месяцев с занесением записи о прохождении такой стажировки в трудовую книжку.
Лицам старше 45 лет - бесплатная смена квалификации. Законопроект устанавливает, что лица старше 45 лет при страховом стаже более 15 лет имеют право на получение «ваучера» на профессиональное обучение в размере, не превышающем десятикратный размер прожиточного минимума (на данный момент – 11 020 грн.).
Размер квот растет. Одним из важнейших новшеств Законопроекта является введение фиксированной ставки квотирования рабочих мест для социально незащищенных лиц населения, а именно: 5 % среднесписочной численности штатных работников за предыдущий календарный год для предприятий с численностью сотрудников более 20 человек. Напомним, что действующим законодательством (ст. 5 Закона Украины «О занятости населения») квоты рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, устанавливаются исполкомами местных советов на уровне до 5 % общего количества рабочих мест. Следовательно, квота может быть и меньше 5 %.
Таким образом, проанализировав Законопроект в целом, можно говорить о том, что в нем заложен позитивный потенциал. Безусловно, главным позитивным моментом является четко прописанные механизмы стимулирования работодателей к созданию рабочих мест, стимулирование к самостоятельному трудоустройству граждан, а также дополнительные льготы молодежи и лицам предпенсионного возраста.