Система «покупка товаров в группах» в условиях современной Украины — это то новое, которое хорошо забытое старое. С одной стороны, «покупка в группах» уже давно существует во многих странах мира, а ее исторической родиной является Латинская Америка. К примеру, в Аргентине эта система существует более 30 лет и насчитывает около пяти миллионов участников, в Чили устойчивые системы появились в конце 70-х годов, а в Бразилии — в конце 80-х, и количество участников уже превышает 10 млн. Успешно системы прижились и в Европе, например, в Португалии и в соседней Польше, где покупка в группах появилась в начале 90-х. С другой стороны, прототипом «покупки в группах» можно назвать кассы взаимопомощи на предприятиях в доперестроечные времена.
Целью функционирования системы «покупка в группах» является приобретение товара путем уплаты его стоимости небольшими частями в течение длительного периода. Как правило, системы направлены на приобретение дорогостоящего имущества — недвижимости, автомобилей, бытовой техники. Многолетний зарубежный опыт деятельности таких систем свидетельствует о том, что они давно являются реальной альтернативой кредитованию или покупке товаров в рассрочку, успешно конкурируя с этими общепризнанными способами приобретения.
Однако отношения в такой системе существенно отличаются от привычных способов приобретения и на практике порождают немало юридических вопросов. О том, что такое «покупка в группах» с правовой точки зрения и какие особенности деятельности этой системы на Украине, пойдет речь в данной статье.
Действует эта система просто. Принцип заключается в том, что несколько лиц с целью приобретения определенного товара объединяются в группу. Все ее участники периодически, например ежемесячно, уплачивают денежные взносы, размер которых определяется как процент от стоимости единицы товара. Совокупность очередных взносов всех участников группы составляет 100 % от стоимости товара. За счет этих средств приобретается товар, который передается одному из участников. Таким образом, уже после первого платежа он становится обладателем товара, уплатив всего несколько процентов от его стоимости. Конечно, это не означает, что такой счастливчик больше не будет уплачивать взносы, эта обязанность сохраняется до самого конца существования группы. А группа существует до тех пор, пока не получит товар последний ее участник. Для определения победителя применяются разнообразные способы, простейшим из которых является жеребьевка. Ускорению получения товара способствует уплата участниками авансовых взносов. В этом случае фонд группы позволяет приобрести больше единиц товара, и поэтому все ее участники получат товар раньше.
Важным аспектом является то, что в случае изменения цены товара каждый следующий взнос участника также пропорционально изменяется, но при этом уже уплаченные взносы не подлежат перерасчету в соответствии с новой ценой товара.
Продемонстрируем функционирование этой системы на простом примере из реальной практики украинского рынка. Условно говоря, 50 лиц объединяются с целью покупки автомобиля. Стоимость автомобиля составляет 20 тыс. грн — для простоты подсчета. Каждый из участников группы в качестве первого взноса уплачивает 400 грн — 20 тыс. грн собрано. Приобретается автомобиль, который один из участников группы получает сразу, в первый же месяц платежа. Далее, до окончания существования группы, все участники точно так же будут вносить свою долю. То есть каждый из участников своим взносом обеспечивает приобретение автомобиля остальными участниками группы.
Как правило, система «покупки в группах» предусматривает наличие администратора, обеспечивающего ее функционирование, являющегося связующим звеном между участниками группы и продавцом товара. В тех странах, где «покупка в группах» уже давно стала устойчивым экономическим явлением, можно наблюдать и самоорганизацию групп, когда потенциальные покупатели объединяются в группу без участия администратора и согласно вышеописанным принципам приобретают товар. Деятельность администратора заключается в предоставлении участникам системы услуг по созданию групп, проведению распределения товара, обеспечению функционирования предусмотренных в системе механизмов. Услуги администратора оплачиваются самими участниками в процессе их потребления в виде соответствующего взноса. Поэтому ежемесячный взнос участника системы состоит из нескольких частей, одна из них является «чистым» взносом, то есть направляется на оплату стоимости товара, а другая — на оплату услуг администратора системы.
В тех странах, где «покупка в группах» существует уже много лет, функционирование самих систем и деятельность администраторов регулируется специальными нормативными актами. К примеру, в Португалии существует Закон «Об установлении нового режима систем покупки в группах», принятый в 1991 году. Такое правовое регулирование направлено на закрепление отличий таких услуг от общих договорных конструкций, предусмотренных гражданским правом.
В качестве примера импорта технологии системы «покупка в группах» на Украину можно привести «Автоплан» — систему приобретения автомобилей, которая существует на Украине уже более шести лет. Подобные услуги предоставляет ЗАО «АИСЕ Украина» — администратор «Автоплана». Однако в отличие от зарубежных правовых систем на Украине такая деятельность специальным законодательством не предусмотрена, поэтому отношения между администратором и участниками регулируются только общими положениями гражданского законодательства об обязательствах.
Отсутствие специального законодательного регулирования на практике порождает ряд проблем юридического характера. Очевидно, что сегодня на Украине такая система является классическим непоименованным договором. С одной стороны, право на жизнь таких договоров гражданским правом Украины допускается (статья 6 ГК Украины или статья 4 ГК Украинской ССР). С другой — правовая конструкция системы «покупка в группах» достаточно сложная, и механическое применение к ней предусмотренных законодательством Украины отдельных видов договоров недопустимо, так как влияет на саму ее суть.
Приведем несколько примеров. Чаще всего систему «Автоплан» необоснованно отождествляют с приобретением товаров в кредит или с куплей-продажей в рассрочку. В некоторых случаях участники группы пытаются в судебном порядке признать договоры с администратором недействительными, поскольку они якобы противоречат нормам законодательства Украины, в частности, Правилам торговли в рассрочку, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 997 от 1 июля 1998 года (Правилам).
Действительно, договор между участником группы и администратором системы «Автоплан» не отвечает требованиям законодательства в отношении договоров покупки товаров в рассрочку. Но это неудивительно, ведь он не является договором купли-продажи. Его предмет — предоставление администратором участнику услуг, направленных на приобретение товара, а не продажа товара в рассрочку.
В соответствии с Правилами установлен порядок продажи непродовольственных товаров в рассрочку, то есть на условиях рассрочки конечного расчета, на определенный срок и под процент. Но участник системы не платит проценты за пользование кредитом в пользу администратора. Последний не является собственником товара, для приобретения которого участники объединяются в группы. Право собственности на товар переходит к участнику после его передачи, а не после окончательного расчета, как при купле-продаже в рассрочку. Цены на товар при этом также значительно отличаются. Продажа товаров в рассрочку и оплата платежей осуществляются по ценам, действующим на день продажи, и последующее изменение цены товара, проданного в рассрочку, не влечет за собой перерасчета. При «покупке в группах» цена товара устанавливается производителем или продавцом товара, а не администратором системы, она может изменяться, поэтому размер взносов участников также изменяется соответственно изменениям цены товара, но при этом уплаченные взносы уже не подлежат пересчету.
Также нельзя смешивать договоры, заключенные в рамках данной системы, с кредитными договорами. Ведь участник системы не получает кредит ни от администратора, ни от других участников. Согласно статье 1054 ГК Украины, по кредитному договору банк или другое финансовое учреждение обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, установленных договором, а заемщик обязуется вернуть кредит и уплатить проценты. Но договор между участником и администратором не предусматривает предоставления участнику кредита, уплаты процентов за пользование кредитом, возврата кредита и сроков такого возврата. Взносы участников являются лишь платой за товар и услуги администратора. На тех же основаниях нельзя рассматривать правоотношения, возникающие при этом, как взаимное кредитование, регулируемое Законом Украины «О кредитных союзах». Тем более что администратор системы не является кредитным союзом, не создается участниками, а целью его деятельности является получение прибыли.
Договор между участником и администратором «Автоплана» не является и договором поручения о приобретении товара администратором от имени участника. Администратор действительно совершает определенные юридические действия за счет и в интересах участников, например, заключая с производителем или продавцом договор о поставке товаров для системы. Но такой договор администратор заключает от своего имени потому, что на момент его заключения не могут быть поименно известны все потенциальные участники, которые присоединятся к системе в будущем. Кроме того, в отличие от договора поручения, договор, заключенный в рамках системы «покупка в группах», не может быть прекращен в случае отказа одной из сторон от договора в любое время, поскольку это противоречит сути обязательств по такому договору. Тем не менее в отдельной части договор может содержать условия о поручении, например, участник поручает администратору заключить договор страхования. Но в этом случае обязанность администратора является лишь дополнительной, а не определяющей характер основных обязательств по договору.
Отсутствие законодательного регулирования данной системы на Украине приводит к возникновению судебных споров о предмете договора. В практике деятельности «Автоплана» часто возникают споры о предмете договора между администратором и участником. При этом в большинстве случаев участники заявляют исковые требования о защите прав потребителей, обосновывая их тем, что потребитель ошибался в отношении предмета договора, полагая, что заключает договор купли-продажи товара в кредит или в рассрочку. В случае с «Автопланом» подобные споры разрешаются исходя из содержания письменного договора, достаточно объемного и содержащего детальное изложение условий системы, но однозначно указывающего на то, что его предметом является предоставление услуг. Поскольку при подписании договора участник имеет возможность ознакомиться с его содержанием, судебные решения основываются на том, что подписание договора свидетельствует о согласии потребителя с его условиями.
Мировой опыт систем «покупка в группах» доказал их устойчивость и экономическую конкурентоспособность. Пример многолетней деятельности «Автоплана» на Украине также показывает, что «покупка в группах» набирает обороты, — сегодня у него уже почти 50 тыс. участников. Вероятно, в самом ближайшем будущем появятся и подобные системы приобретения недвижимости, столь популярные на родине системы «покупка в группах». Именно поэтому Украина остро нуждается в нормативном определении деятельности системы «покупка в группах», ее регулировании и контроле на законодательном уровне. Правовое регулирование будет способствовать как защите прав участников, так и интересов администраторов, что в итоге приведет к стабильному развитию системы как альтернативы традиционным способам приобретения дорогостоящих товаров.