(Стаття доступна тільки в російській версії)
Современные реалии ведения бизнеса заставляют участников рынка все трепетней относиться к соблюдению правил конкуренции и все чаще принимать во внимание текущие приоритеты деятельности антимонопольных органов. Не исключением в этом плане является и Украина. Данная статья знакомит читателя с Антимонопольным комитетом Украины (далее – АМК), его основными полномочиями, текущим тенденциями деятельности и возможными последствиями нарушений конкурентного законодательства.
Прежде всего следует отметить, что в силу территориальной, правовой и ментальной близости наших стран, их антимонопольные политики развиваются примерно в одних и тех же плоскостях.
Основная нормативная база в сфере защиты конкуренции была сформирована в середине 90-х – начале 2000-х гг. В основу регулирования конкурентных процессов в стране заложены три основных закона:
Закон «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26 ноября 1993 г. № 3659-XII;
Закон «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г. № 2210-III;
Закон «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996 г. № 236/96-ВР.
Антимонопольный комитет Украины является органом со специальным статусом, деятельность которого направлена на защиту конкуренции в предпринимательской деятельности и сфере государственных закупок.
В структуру органов АМК входит центральный аппарат Антимонопольного комитета Украины и 27 территориальных подразделений во всех регионах Украины, а также в городах Киеве и Севастополе. Территориальные подразделения имеют статус отдельных юридических лиц, которые осуществляют деятельность по контролю соблюдения законодательства в регионах.
АМК является коллегиальным органом, в его состав входит глава, который назначается Президентом Украины по согласованию с Парламентом и восемь государственных уполномоченных.
Как и в РФ, АМК Украины наделен широкими полномочиями по выявлению и предотвращению нарушений в сфере экономической конкуренции, а также применению существенных финансовых санкций за нарушения законодательства.
Среди основных нарушений законодательства следует выделить:
антиконкурентные согласованные действия;
злоупотребление монопольным (доминирующим) положением;
осуществление концентраций и согласованных действий без предварительного разрешения АМК;
недобросовестную конкуренцию.
Антиконкурентные согласованные действия
Первое место по количеству примененных штрафных санкций по результатам деятельности АМК за 2011 г. [1] занимают нарушения в виде осуществления антиконкурентных согласованных действий. Согласно ст. 5 Закона «О защите экономической конкуренции», согласованными действиями признаются: заключение соглашений в любой форме, принятие решений в любой форме, а также любое другое согласованное конкурентное поведение. При этом антиконкурентными считаются действия (деятельность, бездеятельность), которые привели или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Следует отметить, что для целей квалификации таких действий необязательно наличие документального подтверждения согласованности сторон. Такие действия могут быть явными или скрытыми, письменными либо устными, подписанными сторонами или нет, юридически обязывающими их участников либо нет. Для целей доказывания, фактическое исполнение таких действий сторонами также необязательно.
С целью доказывания антиконкурентных согласованных действий АМК проводит анализ рынка, который должен:
свидетельствовать о согласованности конкурентного поведения субъектов;
опровергать наличие объективных причин для осуществления указанных действий.
При этом сходство в действиях участников согласованных действий должно быть результатом согласованности конкурентного поведения, а не проявляться в простом совпадении действий участников, обусловленным спецификой соответствующего рынка.
По статистике, которая ведется АМК, субъекты хозяйствования из агропромышленного и топливно-энергетического секторов являются наиболее частыми фигурантами дел об антиконкурентных согласованных действиях.
Вопросы злоупотребления монопольным положением
Согласно действующему законодательству, АМК является государственным органом, уполномоченным проводить исследования рынка, определять его границы и положение субъектов на рынке, в том числе монопольное (доминирующее). В соответствии со ст. 12 Закона «О защите экономической конкуренции», субъект хозяйствования занимает монопольное положение, если на рынке у него нет ни одного конкурента либо такой субъект не испытывает существенной конкуренции со стороны других игроков.
Монопольным считается положения субъекта, если:
доля на рынке одного игрока превышает 35% и он не испытывает конкуренции со стороны других игроков рынка;
совокупная доля на рынке не более трех участников превышает 50% и при этом между такими участниками существует незначительная конкуренция;
совокупная доля на рынке не более пяти участников превышает 75% и при этом между такими участниками существует незначительная конкуренция.
В случае если субъект занимает монопольное положение на определенном рынке, его поведение подпадает под ряд ограничений. Так, законодательством не установлен исчерпывающий перечень случаев, когда поведение субъекта, занимающего монопольное (доминирующее) положение, может быть признано злоупотреблением. В частности, среди таких случаев, следует выделить:
установление таких цен либо других условий приобретения или реализации товара, которые невозможно было бы установить при условии существования значительной конкуренции на рынке;
зависимость заключения соглашений от принятия субъектами дополнительных обязательств, которые по своей природе не касаются предмета договора;
ограничение производства, рынков или технического развития, которое причинило либо может причинить ущерб другим субъектам, покупателям или продавцам;
существенное ограничение конкурентоспособности других субъектов на рынке без объективно оправданных на то причин.
По статистике Антимонопольного комитета, нарушения, связанные со злоупотреблением монопольным положением в количественном показателе занимают 43% от всех нарушений, выявленных комитетом в 2011 г. Фактически, такие нарушения являются наиболее распространенными. Субъектами, которые наиболее часто злоупотребляют своим положением на рынке, являются жилищно-коммунальные предприятия и компании из топливно-энергетического сектора.
Разрешительные процедуры
Согласно Закону Украины «О защите экономической конкуренции» приобретение 25 и более процентов голосов в высшем органе управления юридического лица (в том числе в результате приобретения долей участия/акций) и независимо от того, является ли результатом такого приобретения приобретение контроля, требует предварительного получения разрешения АМК на концентрацию в том случае, если:
совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров (услуг) всех участников концентрации, за последний финансовый год (как на территории Украины, так и за границей), превышает сумму, эквивалентную 12 млн евро, согласно официальному курсу, установленному Национальным банком Украины, действовавшему в последний день финансового года;
совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров (как на территории Украины, так и за ее пределами) не менее чем у двух участников концентрации превышает сумму, эквивалентную 1 млн евро у каждого;
совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров в Украине хотя бы одного участника концентрации превышает сумму, эквивалентную 1 млн евро.
Либо независимо от финансовых показателей:
доля на определенном рынке товара (услуг) любого участника концентрации или совокупная доля участников концентрации, с учетом отношений контроля, превышает 35 процентов, и концентрация происходит на этом либо смежном с ним рынке товара (услуг).
Следует обратить особое внимание на то, что согласно ст. 2 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», действие закона распространяется на отношения, которые влияют или могут повлиять на конкуренцию в Украине. При этом в случае соблюдения сторонами вышеуказанных финансовых/долевых показателей, существует презумпция, что концентрация влияет или может повлиять на экономическую конкуренцию в Украине.
Таким образом, действие Закона распространяется также на сделки, непосредственными участниками которых выступают компании – нерезиденты Украины, даже при условии, что только один из участников (например, покупатель), связан отношениями контроля (входит в одну группу) с компаниями, которые имеют активы или осуществляют реализацию продукции на территории Украины. На практике такие требования приводят к тому, что ряд транзакций, которые, по сути, не имеют отношения к Украине, требуют получения разрешения АМК на концентрацию.
При этом комитетом проводится достаточно активная работа по выявлению нарушений, связанных с неполучением разрешений на концентрацию, когда это требуется законодательством. В течение 2011 г. АМК выявил около 90 транзакций, осуществленных без предварительного получения разрешения и применил санкции.
За 2011 г. АМК было рассмотрено 756 заявлений на концентрацию, в 585 случаях комитетом были предоставлены соответствующие разрешения на их осуществление. В 17 случаях разрешения были выданы под условием, предусматривающим дополнительные обязательства для участников концентрации.
Недобросовестная конкуренция
Из общего числа нарушений, связанных с недобросовестной конкуренцией, пожалуй, самым популярным на сегодня является распространение информации, вводящей в заблуждение. По данным АМК порядка 87% выявленных в 2011 г. нарушений в виде недобросовестной конкуренции относятся именно к распространению информации, вводящей в заблуждение.
Как правило, такие нарушения имеют место в процессе рекламирования лекарственных средств, диетических добавок, финансовых услуг и предоставлению потребителям неполной либо неправдивой информации о ценах и условиях реализации продукции.
Вместе с тем применяемые за указанные нарушения штрафы не так существенны по сравнению с описанными выше нарушениями конкурентного законодательства. Кроме того, порядка половины нарушений, связанных с распространением информации, вводящей в заблуждение, прекращаются после предоставления субъекту хозяйствования рекомендаций АМК о прекращении подобной практики и принятию мер по предупреждению подобных нарушений.
Политика штрафов
Действующее законодательство Украины предусматривает применение следующих штрафных санкций за нарушение конкурентного законодательства:
за совершение антиконкурентных согласованных действий и злоупотребление монопольным (доминирующим) положением предусмотрен штраф в размере до 10% дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов хозяйствования (группы лиц) за последний отчетный год, предшествующий году, когда такие штрафные санкции применяются;
за осуществление концентрации без предварительного разрешения АМК, а также недобросовестную конкуренцию применяется штраф в размере до 5% дохода (выручки) субъектов хозяйствования (группы лиц) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествующий году, когда такие штрафные санкции применяются.
На практике АМК практически никогда не применял максимальные размеры штрафов к нарушителям. Однако последние тенденции свидетельствует о существенном росте размеров штрафных санкций.
Так, в мае текущего года АМК применил второй по размеру штраф за всю историю своего существования. За нарушение в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением было оштрафовано государственное предприятие «Укрспирт» на сумму около 20 млн евро, что составило максимальные 10% от годового оборота компании. На бóльшую сумму — 26 млн евро в 2009 г. были оштрафованы только поставщики авиатоплива. Однако этот штраф был распределен между несколькими нефтяными компаниями.
Позднее, в июне 2012 г. АМК применил еще один крупнейший штраф за антиконкурентные согласованные действия в виде сговора при участии в торгах. Пострадавшими от штрафа оказались 14 предприятий − членов ассоциации производителей мебели, принимавших участие в специализированных аукционах по продаже необработанной древесины. Сумма штрафа, примененного АМК к участникам ассоциации, составила около 42 млн евро.
Не так давно АМК также публично заявил, что штрафные санкции, применяемые к хозяйствующим субъектам за осуществление концентраций без предварительного разрешения комитета, будут существенно увеличиваться. Если ранее средний размер штрафа за неполучение разрешения на концентрацию составлял 15 тыс евро, то судя по последним тенденциям штрафы увеличиваются в несколько раз. Нам известны случаи применения штрафов в размере 25−50 тысяч евро за нарушение.
Приоритеты АМК
На сегодняшний день АМК проводит ряд громких расследований, среди которых раследования в отношении украинских операторов мобильной связи касательно тарифообразования на услуги мобильной связи в роуминге, а также тарифов на внутренние услуги операторов. Несколько месяцев назад АМК официально рекомендовал крупнейшим операторам мобильной связи снизить тарифы на услуги внутри страны, однако по заявлению представителей АМК рекомендации на сегодня не выполнены в полном объеме.
Среди актуальных расследований АМК также следует отметить активность комитета в отношении ряда крупных продуктовых сетей (супермаркетов), которым вменяется сговор в отношении поднятия цен на продукты питания в супермаркетах страны.
Приоритетным для АМК с точки зрения контроля также являются такие сферы деятельности, как фармацевтика, сельское хозяйство, нефтепродукты и финансовые услуги. Есть все основания полагать, что контроль соблюдения законодательства в указанных сферах будет усиливаться в ближайшее время.
Желание АМК держать руку на пульсе в приоритетных для себя сферах на практике приводит к тому, что некоторые крупные игроки рынка всерьез занялись разработкой внутренних стандартов и правил соблюдения конкурентного законодательства во избежание внезапных претензий и вовлечения в достаточно длинные и изнуряющие для бизнеса разбирательства с регулятором.
-----------------------------------------------------------------
[1] Здесь и далее статистические данные приводятся, основываясь на отчете деятельности Антимонопольного комитета Украины за 2011 г.: http://www.amc.gov.ua/amc/control/uk/publish/article?art_id=212425&cat_id=212422
Також читайте: http://cljournal.ru/ann2/16/